Главная

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Венесуэлы Д.Родригес

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели переговоры  с венесуэльской коллегой Министром иностранных дел  Венесуэлы  Д.Родригес, которые прошли в присущей нашим отношениям атмосфере доверительности, откровенности и были весьма полезными.

Венесуэла – наш давний и надежный партнер. Нас объединяют чувства дружбы и взаимной симпатии наших народов, высокая степень доверия и готовность плодотворно взаимодействовать по самому широкому спектру вопросов.

Основное внимание мы уделили ключевым аспектам двусторонних отношений, прежде всего с учетом итогов  переговоров Президента Российской Федерации В.В.Путина и Президента Венесуэлы Н.Мадуро в Стамбуле в октябре прошлого года.

Констатировали эффективность работы Межправительственной российско-венесуэльской комиссии высокого уровня, которая провела свое двенадцатое заседание под председательством заместителя Председателя  Правительства Российской Федерации  Д.О.Рогозина и Министра иностранных дел Венесуэлы Д.Родригес в декабре прошлого года в Каракасе. На заседании были выработаны конкретные меры по обращению вспять тенденции, которая наблюдается по сокращению товарооборота в свете неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Деловые круги обеих стран продемонстрировали интерес к сотрудничеству не только в сырьевом и энергетическом секторах, но и в сфере фармацевтики, газопромышленного комплекса, в области мирного использования ядерной энергии и космоса. 

Мы также отметили, что у нас расширяются контакты в сфере образования. В дополнение к тем стипендиям, которые ранее выделялись венесуэльским гражданам для обучения в российских ВУЗах, с этого года выделяются дополнительно 30 стипендий по линии  ПАО «НК «Роснефть»  для подготовки специалистов в  Российском государственном университете нефти и газа им. И.М.Губкина.

Мы высоко оценили отдачу от усилий, которые Россия и Венесуэла совместно предприняли с рядом других государств, в целях стабилизации мирового рынка нефти. Москва и Каракас внесли весомый вклад в достижение в декабре прошлого года в Вене соответствующего решения членов ОПЕК и других крупных нефтедобывающих стран. У нас общее мнение, что в долгосрочной перспективе соглашение, достигнутое в Вене, поможет сбалансировать спрос и предложение, поддержать инвестиционную привлекательность нефтяной отрасли. Россия, как и Венесуэла, вошла в состав Мониторингового комитета по контролю за выполнением странами ОПЕК и не входящими в ОПЕК государствами своих обязательств по сокращению нефтедобычи. Мы уже приступили к поэтапному снижению объемов производства. Подтвердили заинтересованность в продолжении сотрудничества на этом направлении со всеми странами-участницами соглашения, возможно,  и с какими-то дополнительными участниками этой договоренности. Сегодня Министр иностранных дел Венесуэлы Д.Родригес будет встречаться сМинистром энергетики Российской Федерации  А.В.Новаком. Это тема будет рассмотрена более предметно.  

Министр иностранных дел Венесуэлы Д.Родригес проинформировала о развитии внутриполитической ситуации в Венесуэле. Со своей стороны мы подтвердили солидарность с дружественным народом этой страны, твердую поддержку курсу правительства Н.Мадуро, направленному на недопущение дестабилизации обстановки, проведение общенационального диалога строго в рамках конституции и законов Венесуэлы в интересах преодоления имеющихся в обществе разногласий.

Очевидно, что шаги по выправлению ситуации должны предприниматься венесуэльскими политическими силами самостоятельно, без давления извне. При этом крайне важно избежать искусственного нагнетания напряженности, раскручивания «протестной спирали»  в нарушение законов Венесуэлы, что чревато непредсказуемыми и опасными последствиями как для самой страны, так и соседних с ней государств. Мы знаем как такого рода попытки «раскачать» ситуацию внутри той или страны оборачиваются очень печальными результатами. 

При рассмотрении ключевых международных проблем отметили близость наших подходов по большинству из них. Мы едины в необходимости  выстраивания межгосударственного общения на основе принципов многосторонности, уважения международного права и самобытности народов. Мы противники вмешательства во внутренние дела суверенных государств, в том числе через организацию извне государственных переворотов, а также путем экстерриториального применения национального законодательства. Неприятие такого рода подходов закреплено в  резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «О содействии установлению демократического и справедливого международного порядка», которая была принята в декабре 2015 г. при активной поддержке Российской Федерации и Венесуэлы.

Мы рассмотрели итоги нашего взаимодействия в  Совете Безопасности ООН, где Венесуэла работала в качестве непостоянного члена в 2015 и 2016 гг. Обсудили наше сотрудничество в  Совете ООН по правам человека , в других структурах ООН и иных международных форумах, где мы плотно координируем наши подходы. Признательны партнерам за неизменную поддержку российских инициатив, в том числе по таким важнейшим вопросам, как противодействие героизации нацизма, укрепление международной информационной безопасности, согласование мер транспарентности и укрепления доверия в космосе.

Серьезное внимание уделили региональной проблематике. Нам импонирует уверенный рост авторитета и влияния Латинской Америки и Карибского бассейна в мировой политике и экономике, что способствует формированию более устойчивой полицентричной системы мироустройства. Приветствуем активную и инициативную роль Венесуэлы в продвижении интеграционных процессов в регионе. Обсудили перспективы укрепления нашего сотрудничества в формате таких влиятельных объединений, как Сообщество латиноамериканских и карибских государств (CEЛAK), Союз южноамериканских государств (УНАСУР), Боливарианский альянс для народов Америки (АЛБА), МЕРКОСУР.

В целом я считаю, что переговоры были очень насыщенными. Мы рассмотрели все вопросы, которые на данном этапе являются актуальными в наших двухсторонних отношениях и в повестке дня международного сообщества.

Еще раз выражаю признательность моей коллеге Министру иностранных дел Венесуэлы Д.Родригес.

Вопрос (адресован Д.Родригес):  Какова позиция Правительства Венесуэлы в отношении неоднократных попыток оппозиции, парламентского большинства отстранить от должности Президента Н.Мадуро, а также по поводу внешнего давления, которое оказывается на страну?

С.В.Лавров (добавляет после Д.Родригес):  Сначала хотел бы сказать два слова по поводу того, о чем сейчас упомянула г-жа Д.Родригес. Мы последовательно выступаем за то, чтобы в любой стране любые внутренние кризисы решались в конституционном поле на основе соответствующего законодательства через диалог всех политических сил. Мы подтвердили соответствующие позиции в нескольких заявлениях МИД России, в том числе дважды в январе с.г. Мы подчеркивали, что при этом международное сообщество не должно вмешиваться в эти процессы, а должно наоборот оказывать поддержку в налаживании такого диалога в конституционном русле. В отношении Венесуэлы в 2016 г. такую поддержку, как вы знаете, оказывали посредники из УНАСУР и Святого Престола. Мы активно выражали солидарность с такого рода усилиями. Это все, что мы заявляли. На этом фоне нам показалось несколько странным, что оппозиционный Президенту Н.Мадуро Парламент не только отказался от этого диалога, заявив, что призывает всех к гражданскому неповиновению, взяв курс на нагнетание конфронтации с потенциально очень серьезными последствиями, но при этом обвинил Россию во вмешательстве во внутренние дела Венесуэлы. Считаю, что это достаточно показательная позиция. Оппозиционеры в Парламенте никогда не комментировали заявления, которые в антиправительственном, антипрезидентском духе делал целый ряд государств как за пределами региона, так и в регионе. Почему-то решили прокомментировать только выступление России с призывом соблюдать законы и конституцию страны.

Если уж говорить про вмешательства во внутренние дела, то не грех было бы вспомнить то, что сказал бывший вице-президент США в мае прошлого года, когда он прямым текстом заявил, что до конца 2016 г. должен состояться референдум по отзыву полномочий Президента Венесуэлы Н.Мадуро. Никто даже не подал голос.

Нам хорошо известны как двойные стандарты, так и их последствия. Те, кто организует «цветные революции» нисколько не заботятся о народах соответствующей страны, но думают только о своих геополитических устремлениях.

Вопрос: Каковы перспективы сотрудничества в 2017 г. между Россией и СЕЛАК, в частности, Венесуэлой? Что Вы думаете по поводу попытки блокировать Председательство Венесуэлы в МЕРКОСУР?

С.В.Лавров: С самого начала формирования СЕЛАК, этого универсального латиноамериканского механизма, мы поддерживали его деятельность. Мы видим в этом проявление тенденции к формированию полицентричного, более устойчивого и демократического мироустройства. Мы установили контакт с нашими коллегами из СЕЛАК. Они к нам приезжали не один раз. Последняя встреча была в Сочи в ноябре прошлого года, где мы вместе с министрами, представляющими расширенный «квартет» СЕЛАК, одобрили «дорожную карту» развития нашего взаимодействия в рамках механизма партнерства и сотрудничества. «Дорожная карта» достаточно всеохватывающая и обеспечивает устойчивый и поступательный характер нашего диалога, который, я убежден, приведет не только к обмену мнениями, но и к учету позиций друг друга и координации наших шагов на международной арене.

При этом мы, конечно, развиваем наше сотрудничество и с другими интеграционными структурами, включая МЕРКОСУР, АЛБА, КАРИКОМ, Андское сообщество. Мы готовы и к контактам с УНАСУР.

Вопрос: Что Вы думаете по поводу попытки блокировать председательство Венесуэлы в МЕРКОСУР?

С.В.Лавров: Я не хочу вникать в детали, потому что Россия не входит в МЕРКОСУР. Я исхожу из принципа, заключающегося в том, что в любой организации существуют процедуры, и их нужно уважать, не привнося в них какой бы то ни было политизации.

Вопрос:  Сегодня в Астане проходят переговоры стран-гарантов сирийского перемирия. Какие результаты Вы ожидаете? Можно ли подтвердить информацию, что Иордания присоединилась к процессу?

С.В.Лавров:  Проходящая сегодня встреча в Астане развивает первый контакт, который состоялся 23-24 января в столице Казахстана при участии стран-гарантов – России,  Турции  и  Ирана . Это был прямой контакт между делегациями Правительства и вооруженной оппозиции, которые подписали  соглашение о прекращении огня 29 декабря 2016 г.  Перед самой встречей в Астане, которая открылась 23 января, наши иорданские коллеги договорились с несколькими отрядами из т.н. «Южного фронта», на который иорданцы имеют влияние, о том, что они тоже присоединяются к договоренности о прекращении огня. Поэтому мы будем приветствовать расширение круга вооруженных группировок, которые сделают то же самое, равно как и более тесное взаимодействие с иорданскими коллегами, тем более учитывая, что пару дет назад в Аммане был создан российско-иорданский Информационный центр специально для согласования шагов по содействию  урегулированию сирийского кризиса.

Сегодняшняя встреча в Астане посвящена, прежде всего, той части достигнутых ранее договоренностей, в которых идет речь о функционировании совместной оперативной группы стран-гарантов, которая призвана контролировать соблюдение всеми сторонами режима прекращения огня. Прежде всего военные, но с участием дипломатов обсудят, как лучше наладить четкую работу такого механизма. Также имеется в виду поговорить о подготовке к следующему шагу – к участию Правительства и отрядов вооруженной оппозиции в формировании делегаций для политических переговоров, в том числе по подготовке конституции для последующего обсуждения всеми политическими силами, для стимулирования межсирийского инклюзивного процесса, результатом которого должна стать договоренность, выработанная самими сирийцами.

Когда мы вносили проект этой конституции, четко заявили, что это никакое не навязывание, а попытка стимулировать диалог, который, к сожалению, оставаясь под эгидой исключительно женевского процесса, никуда не двигался, да и, собственно говоря, не созывался. Мы видим, что наша инициативная позиция уже стимулировала мыслительный процесс и в Правительстве, и в оппозиционных кругах, в том числе и по конституционной реформе. Надеемся, что следующий шаг после того, как сегодня в Астане будет согласован механизм работы этой специальной оперативной группы по контролю за прекращением огня, последует и в политической сфере.

Вопрос:  Из Вашингтона звучат обвинения в адрес Ирана, что он спонсирует терроризм в регионе. Как это может повлиять на сирийский процесс, на российско-американские и российско-иранские отношения?

С.В.Лавров:  Относительно Ирана. Вы знаете, я оставляю на совести аналитиков различных СМИ интерпретацию того, что можно услышать от новой Администрации США, чего можно ожидать. Мы слышали, конечно же, критические высказывания в адрес Ирана, но я слышу главное и всегда пытаюсь ориентироваться на главное. Президент США Д.Трамп, неоднократно, в период избирательной кампании, после выборов и после вступления в должность президента говорил, что главная внешнеполитическая проблема – это угроза международного терроризма в лице, прежде всего, т.н. Исламского государства. Если это так, а эту цель мы разделяем, как и подавляющее большинство государств мира, то мы должны принять во внимание, что Иран никогда не был замечен в каких-либо связях ни с ИГИЛ, ни с «Джабхат ан-Нусрой», ни с любой другой структурой, которая аффилирована с этими террористическими организациями и включена в соответствующий список СБ ООН. Более того, Иран через вооруженные отряды, которые он поддерживает на сирийской территории в ответ на просьбу законного сирийского правительства, вносит свой вклад в борьбу с ИГИЛ. Мы давно выступаем за то (об этом  Президент России В.В.Путин говорил еще на сессии Генассамблеи ООН в 2015 г.), чтобы сформировать подлинно универсальный фронт борьбы с терроризмом. Под одним «зонтиком», скоординированно должны действовать все те, кто видит в ИГИЛ экзистенциальную угрозу многим странам. Я убежден, что если мы будем объективно подходить к потенциальным участникам такой коалиции, Иран, конечно же, должен быть частью наших общих усилий. Я думаю, что в любом случае мы должны начать разговор на эту тему, налаживать диалог, знакомиться с оценками, подходами друг друга, фактами. Среди фактов, кстати, упомяну и такой. Есть такая международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), в которую входят Россия, США, Иран и многие другие государства, в рамках которой периодически проходит обзор деятельности стран, которые в нее входят. Буквально на днях состоялся такой обзор в отношении того, как Иран выполняет взятые на себя обязательства. Я ознакомился с этим обзором. Каких-либо серьезных претензий к Ирану высказано не было. Более того, по мнению этой обзорной процедуры, было признано, что Иран делает все в том направлении, в котором следует двигаться. Поэтому мне кажется, лучше нам концентрироваться на фактической стороне дела. Безусловно, порой возникают какие-то подозрения, которые необходимо прояснять (мы только за это) с тем, чтобы основываться на главной задаче. Главная задача для всех нас, у меня в этом нет никаких сомнений – это борьба с ИГИЛ и прочими террористами, внесенными в списки СБ ООН.

 

Rambler's Top100