Главная

Выступление заместителя Министра иностранных дел России Г.М.Гатилова на пленарном заседании Конференции по разоружению

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

Рад возможности обратиться к столь представительной аудитории. Тот факт, что на КР считают за честь выступить высокие представители не только её государств-участников, но и стран, не являющихся её членами, свидетельствует об авторитете, востребованности и перспективности этого форума в плане укрепления и совершенствования международно-правовой базы, на которую опирается система глобальной стратегической стабильности и международной безопасности. Нет сомнения, что каждое государство хочет быть услышанным. Каждый участник международного сообщества стремится к тому, чтобы интересы его национальной безопасности были надежно гарантированы, не попадали в зависимость от политической конъюнктуры. Этим, на наш взгляд,  обусловлена особая ценность КР, где все участники могут вести углубленный диалог на равных по самым чувствительным вопросам безопасности и искать решения непростых проблем контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения ОМУ.

Нас всех здесь объединяет благородная цель – надежное обеспечение глобальной и региональной безопасности. Уверены, что выработка под эгидой ООН эффективных и работоспособных многосторонних инструментов контроля над вооружениями и укрепление существующих режимов нераспространения ОМУ способствует решению данной задачи.

Весь необходимый для такой работы инструментарий у нас с Вами имеется. Это – уникальная по своему экспертному потенциалу и накопленному опыту многоплановая ооновская «триада» – Первый комитет ГА ООН, Конференция по разоружению (КР) и Комиссия ООН по разоружению. Важно, что все звенья этого механизма тесно взаимосвязаны, динамично дополняют друг друга и ориентированы на работу по общей повестке дня. В соответствии со своими мандатами они призваны выполнять специфические функции, которые было бы весьма проблематичным «делегировать» какому-либо другому органу или структуре на иных принципах и правилах процедуры.

Особое место в этой доказавшей свою эффективность разоруженческой системе принадлежит КР – единому переговорному органу, в рамках которого была выработана целая серия базовых международных соглашений в области контроля над вооружениями и нераспространения. И нас не могут не тревожить начавшиеся несколько лет назад попытки расшатать сложившуюся систему путем выдергивания отдельных вопросов повестки дня КР на общую площадку ГА ООН.

Заблуждается тот, кто считает, что смена площадки или, тем более, изменение правил процедуры могут способствовать сближению подходов государств к решению проблем контроля над вооружениями. Из-за подобных заблуждений мы рискуем быть отброшенными на десятилетия в прошлое, когда международное сообщество ещё только нащупывало возможные институциональные основы и модальности решения вопросов в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения ОМУ и лишь шло к логичному и теперь общепризнанному выводу о неизбежности и безвариантности всеобъемлющего и консенсусного подхода к вопросам разоружения.

Этот универсальный принцип, предусматривающий кропотливую работу по взаимному учету интересов сторон и устранению факторов, негативно влияющих на стратстабильность, зафиксирован в решениях первой спецсессии ГА ООН по разоружению. В частности, нет сомнений, что любые попытки достижения «ядерного нуля» якобы «коротким и легким» путем через принятие ускоренных решений Генассамблеей ООН обречены на провал. Позитивный российско-американский опыт реальных и беспрецедентных по масштабам сокращений стратегических наступательных вооружений свидетельствует, что любые решения в этой чувствительной области требуют тщательной, всесторонней подготовки и взаимных компромиссов.

Таким образом, как в нынешних условиях, так и на перспективу не просматривается жизнеспособной альтернативы существующей разоруженческой «триаде», и КР в частности. Убеждены, что потенциал Конференции далеко не исчерпан.

Безусловно, мы разделяем серьезную обеспокоенность многолетней «пробуксовкой» КР. В последние годы было предложено немало вариантов разблокирования её переговорной работы, однако ни один из них не был реализован на практике. Однако отрадно, что государства, ощущающие ответственность за судьбу форума, не опускают руки и продолжают искать пути выхода из тупиковой ситуации. Так, принятое в рамках румынского председательства решение о создании официальной рабочей группы для поиска развязок по программе работы (ПР), хотя и не в полной мере отвечает надеждам и чаяниям многих делегаций, все же является первым в рамках сессии КР 2017 г. шагом на пути согласования ПР.

Со своей стороны в последние годы также предпринимаем усилия по нахождению возможных компромиссов по проекту ПР, на основе как традиционных вопросов повестки дня форума, так и новых тем, потенциально объединяющих все государства.

В этой связи хотел бы акцентировать актуальность выдвинутой год назад Министром иностранных дел России С.В.Лавровым инициативы по разработке на КР международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма (МКХБТ) и о нашем соответствующем предложении по ПР. Это российское предложение учитывает интересы всех государств и, как нам представляется, имеет неплохие шансы на одобрение. На рассмотрении КР также находится российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК), который пользуется широкой международной поддержкой и является документом, наиболее подготовленным для начала переговоров на форуме.

Подчеркну, что эти две инициативы существуют не на уровне абстракций и призывов, а уже оформлены в виде конкретных документов. Чтобы перейти к практической переговорной работе по ним, требуется лишь проявление политической воли, тогда мы бы не на словах, а на деле смогли  способствовать восстановлению полнокровного функционирования КР. 

Уважаемые коллеги,

Хочу заверить вас, что в качестве Председателя КР в феврале-марте российская делегация будет исполнять свои обязанности беспристрастно. Приложит максимум усилий для нахождения точек соприкосновения по ПР с целью достижения общеприемлемого компромисса на основе учета мнений всех делегаций. В свою очередь призываем всех также проявлять гибкость. 

Желаю вам всем успехов.

Благодарю за внимание.

 

Rambler's Top100