Главная

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Сальвадора У.Р.Мартинесом Бонильей

Уважаемые дамы и господа,

Переговоры с нашими сальвадорскими коллегами  прошли в конструктивном, деловом ключе. Мы весьма предметно обсудили широкий спектр вопросов, касающихся двусторонней и многосторонней повестки дня.

Нас объединяют узы дружбы и взаимной симпатии, позитивный опыт сотрудничества за последние 25 лет, с тех пор, как были установлены  дипломатические отношения между нашими странами.

Как сегодня выяснилось в ходе инвентаризации того, что было сделано, мы смогли заложить очень солидный фундамент для наращивания нашего взаимодействия в самых разных областях – от политического диалога, торговли, экономики, гуманитарных связей до контактов и согласования шагов на международной арене. В честь 25-летия дипломатических отношений сальвадорские друзья проявили инициативу организовать фотовыставку и фестиваль российских фильмов. Мы эти инициативы активно поддержали. Рассчитываем, что они помогут дальнейшему сближению наших народов.

Политический диалог у нас на очень хорошем уровне – поддерживаются регулярные контакты между министрами, заместителями министров иностранных дел, директорами департаментов. Мы выступили за то, чтобы активнее использовать очень хорошие политические отношения для наращивания торгово-экономических связей. Торговля, безусловно, может быть гораздо более внушительной по своим объемам. Условились поощрять прямые контакты между деловыми кругами, развивать уже имеющуюся практику участия в выставках и деловых форумах как в России, так и в  Сальвадоре. Особое внимание будем уделять поощрению инвестиционного взаимодействия. Уже есть успешный пример. Российская компания  ОАО «Тяжмаш»  заключила контракт на производство и установку энергетического оборудования для одной из ГЭС в Сальвадоре, а также будет участвовать в тендере на аналогичные поставки для других сальвадорских гидроэлектростанций. Целый ряд других российских компаний, в том числе  ПАО «Силовые машины», заинтересованы в подключении к сотрудничеству с сальвадорскими партнерами.

Мы оценили, что делегация, возглавляемая Министром иностранных дел Сальвадора У.Р.Мартинесом, заинтересована в том, чтобы использовать нынешний визит для продвижения экономических связей. У делегации уже состоялись контакты с целым рядом российских компаний, в ходе которых обсуждались перспективы сотрудничества в различных сферах, включая энергетику, транспорт, фармацевтику. Как мы понимаем, готовится бизнес-миссия наших компаний в Сальвадор. Будем активно содействовать ее эффективной организации.

Отдельная тема – рыболовство. У нас есть договоренности между соответствующими структурами двух правительств. Сегодня мы подтвердили необходимость воплощения их в жизнь, включая обмен опытом и технологиями, сотрудничество в сфере недопущения незаконного лова, подготовку кадров.

С учетом вступившего в силу в прошлом году Соглашения об условиях отказа от визовых требований при взаимных поездках наших граждан рассчитываем, что безвизовый режим поможет развитию туризма, причем в обоих направлениях. 

Условились продолжать работу по совершенствованию договорно-правовой базы. У нас есть целый ряд соглашений в работе, включая соглашение о борьбе с наркобизнесом, организованной преступностью.

Мы, конечно, заинтересованы в дальнейшем развитии сотрудничества в сфере образования. Ценим, что сальвадорцы проявляют интерес к русскому языку и к нашей культуре. За последние три года 60 граждан Сальвадора были приняты в университеты Российской Федерации. На ближайший учебный год Сальвадору предоставлено 25 стипендий. Условились как можно скорее подписать межправительственное соглашение о взаимном признании документов об образовании, что сделает сотрудничество в этой сфере еще более конкретным и представляющим интерес как для сальвадорцев, так и для россиян. Параллельно с подготовкой кадров по гражданским специальностям мы наращиваем сотрудничество в сфере подготовки кадров для правоохранительных органов Сальвадора. В Российской Федерации и Центральной Америке на базе региональных курсов в Никарагуа наши сальвадорские коллеги имеют возможность повышать свою квалификацию. На курсах, которые уже третий год подряд проводит  Дипломатическая академия МИД России  для дипломатов из посольств, представляющих страны Центральной Америки и Карибского бассейна, наши сальвадорские коллеги активно расширяют знания о нашей стране и ее внешней политике.       

Как я уже сказал, мы ценим интерес к русскому языку в Сальвадоре. В целом ряде университетов преподается русский язык. Центр «Русский мир» планирует расширить сеть преподавания, в том числе путем предоставления услуг преподавателей. Будем всячески поощрять подобного рода контакты между нашими гражданами. 

У нас близкие позиции по ключевым вопросам международной повестки дня. Сегодня мы рассмотрели и выразили удовлетворение тем, как осуществляется координация наших подходов в  ООН, на  Генеральной Ассамблее ООН, в рамках  Совета по правам человекаЭкономическом и социальном Совете. Мы ценим соавторство наших сальвадорских партнеров по резолюциям ГА ООН, которые касаются международной информационной безопасности, призыва не размещать первыми оружие в космическом пространстве, поддержку других наших инициатив, включая, отмечу это особо, традиционную поддержку Сальвадором резолюции о недопустимости героизации нацизма.

Мы подробно рассмотрели взаимодействие между Российской Федерацией и  региональными и субрегиональными интеграционными структурами в Латинской Америке и Карибском бассейне, включая  Сообщество латиноамериканских и карибских государств (CEJIAK), в котором в этом году председательствует Сальвадор, и наше сотрудничество с Центральноамериканской интеграционной системой  (ЦАИС) с учетом заинтересованности Российской Федерации присоединится к этой системе в качестве внерегионального наблюдателя.

В целом я очень удовлетворен результатами переговоров. Мы условились создать специальный механизм мониторинга за тем, как по всем указанным направлениям идет работа. Особое внимание условились уделить формированию дополнительных предпосылок для углубления наших торгово-экономических и инвестиционных связей. Этим вопросам посвящено послание Президента Сальвадора С.Санчеса на имя Президента Российской Федерации В.В.Путина, которое Министр иностранных дел Сальвадора У.Р.Мартинес передал в ходе нашего сегодняшнего контакта.

Вопрос:  Ранее Министр иностранных дел  Франции  Ж.-М.Эйро выступил с резкой критикой в адрес Российской Федерации в связи с наложением вето, заблокировавшего принятие резолюции, предполагавшей введение новых санкций против Сирии из-за якобы имевшего место применения химического оружия правительственными войсками. Какова позиция Москвы относительно такой резкой критики?

С.В.Лавров:  Я видел это заявление и воспринял его с большим сожалением потому, что, я убежден, что оно имело цель ввести в заблуждение французскую и международную общественность. Во-первых, было сказано, что Россия заблокировала эту резолюцию и оказалась в изоляции. Это неправда. Эту резолюцию не поддержали шесть из пятнадцати членов СБ ООН, три члена голосовали против, еще трое воздержались. Так что говорить о какой-то изоляции или о том, что Россия не допустила принятие «полезной и важной» резолюции, как минимум, несправедливо и некорректно.

Во-вторых, мы уже разъясняли на брифинге в Министерстве иностранных дел по итогам голосования в СБ ООН о причинах нашей позиции. Доклад механизма, который был создан между ООН и  ОЗХО  и который лег в основу проекта этой резолюции, был распространён еще осенью прошлого года. В нем не было каких-либо убедительных фактов применения химического оружия. Были только догадки, подозрения и ссылки на неправительственные организации, которые никогда не посещали места, где, как утверждается, применялось химическое оружие, и на сообщения СМИ, составленные тоже на основе материалов корреспондентов, которые регион не посещали. Там было указано, что, судя по целому ряду сообщений, и террористы из ИГИЛ применяли химическое оружие. Все это действительно очень важно, и каждое такое подозрение необходимо подвергать тщательному и, главное, беспристрастному анализу. Именно это мы и предложили сделать. Когда наши французские и британские коллеги в СБ ООН осенью прошлого года на основе этого, мягко говоря, неубедительного доклада подготовили проект резолюции, к которому прилагались составленные непонятно на основании каких критериев списки юридических и физических лиц, в отношении которых предлагалось объявить санкции, мы объяснили, что такую резолюцию поддержать не можем. Серьезные сомнения выразили и другие члены СБ ООН, а не только Российская Федерация. Тем не менее, в декабре прошлого года такие разъяснения были представлены, и наши французские и британские коллеги вроде бы взяли паузу. Мы надеялись, что возобладал разумный подход. Однако вдруг, неожиданно это идея была реанимирована и без какой-либо дополнительной переговорной процедуры в спешке поставлена на голосование. Сделано это было, во-первых, при полном понимании того, что резолюция будет заблокирована, то есть соавторы хотели, чтобы СБ ООН был расколот, а во-вторых, в тот момент, когда в Женеве возобновились межсирийские переговоры, которых мы все так долго ждали. Получается, что цель была не только расколоть Совет Безопасности, но и отравить атмосферу межсирийских переговоров, где только-только начали «проклевываться» какие-то ростки движения к согласию.

Еще раз подчеркну, мы за самое тщательное расследование любых инцидентов, связанных с возможным применением химического оружия. С учетом тех фактов, которые получены нашими военными в Сирии, мы сами направляли соответствующий материал в Гаагу, в штаб-квартиру ОЗХО. Мы готовы сотрудничать с этой организацией с тем, чтобы факты были перепроверены, но мы никогда не будем идти на поводу у тех, кто заботится не об избавлении гражданского населения от дополнительных страданий, а исключительно о сборе компромата на сирийское руководство и продолжает линию на свержение режима.   

Вопрос: Не могли бы Вы подробнее рассказать о том, как прошли Ваши  вчерашние переговоры с Премьер-министром правительства национального согласия Ливии Ф.Сарраджем? На Ваш взгляд, какие есть возможности для компромисса между командующим Ливийской национальной армией Х.Хафтаром и Правительством Ливии? Какой компромисс может быть в принципе найден для политического решения в Ливии? Предлагает ли Россия со своей стороны какие-нибудь посреднические услуги? Предоставляет ли Москва сторонам какие-нибудь гарантии?

С.В.Лавров:  Что касается состоявшихся вчера переговоров с Премьер-министром правительства национального согласия Ливии Ф.Сарраджем, то их суть сводится к тому, что мы хотим преодолеть трагическую ситуацию, сложившуюся в Ливии после интервенции НАТО в грубое нарушение резолюции Совета Безопасности ООН. Ливию разбомбили исключительно с целью ликвидировать неугодного руководителя. То, что мы видим сейчас, лишний раз показывает, что никогда и нигде смена режима, особенно путем силового вмешательства извне, ни к чему хорошему не приводит.  Ливия превратилась в территорию без центрального правительства, страну, разбитую на районы под контролем различных вооруженных группировок. На этой территории уже обосновывается ИГИЛ, через нее уже идет наркотрафик, контрабанда оружия, потоки нелегальных мигрантов и т.д. Конечно, нужно выходить из этой ситуации.

В Ливии сейчас есть Правительство национального согласия, признанное Советом Безопасности ООН в качестве легитимного. В г.Тобруке есть парламент (Палата депутатов), который также признан легитимным резолюцией Совета Безопасности ООН, одобрившей т.н. Схиратские соглашения. Этими соглашениями и резолюцией предусматривается необходимость того, чтобы парламент одобрил Правительство национального согласия.  Парламент пока этого не сделал, выдвигая свои аргументы, рассчитывая на то, что состав Правительства должен быть более сбалансированным, чтобы представлять все регионы Ливии. Вот и все.

Говорить о том, что только одна из ливийских сторон заслуживает того, чтобы ее признавали, а остальные должны подчиняться – очередная попытка геополитического инжиниринга. Эти попытки ни к чему хорошему никогда не приводили и этот раз наверняка не даст результата. Результат может быть достигнут исключительно через стимулирование диалога с участием всех ключевых ливийских персон. Наряду с Ф.Сарраджем таковыми являются глава парламента в г.Тобруке А.Салех и командующий Ливийской национальной армией маршал Х.Хафтар. К этому мы и побуждали не только Ф.Сарраджа в ходе вчерашней встречи, но такие же сигналы мы направляли Х.Хафтару (с ним так же состоялись контакты) и Председателю Палаты депутатов  А.Салеху во время его визита в Российскую Федерацию.

Вопрос:  Хотел бы задать вопрос о ситуации вокруг Посла России в США С.И.Кисляка и его контактов с представителями американской элиты. Они в какой-то степени стали уже «радиоактивными». Как Вы видите эту ситуацию и что готовы предпринять в этой связи? Может, чтобы разрядить атмосферу вокруг данной ситуации, стоит  обнародовать данные о контактах Посла, если там нечего скрывать? Или сменить Посла? Похожая ситуация складывалась с Послом США в России М.Макфолом, контакты с которым представителей российской элиты или чиновников на каком-то этапе воспринимались в Москве крайне негативно.

С.В.Лавров:  Что касается ситуации вокруг российско-американских отношений и конкретно вокруг контактов, которые проводил и проводит Посол России в США С.И.Кисляк, могу сказать только одно. Послы назначаются ради поддержания отношений с соответствующим государством. Отношения поддерживаются посредством встреч, бесед, контактов с официальными представителями исполнительной власти, парламентариями, общественными деятелями, представителями НПО. Эта практика никогда никем не оспаривалась. Могу только сослаться на цитату, которую сегодня распространили СМИ, что все это похоже на «охоту на ведьм» или на времена «маккартизма», которые, мы думали, давно миновали в США как в цивилизованной стране.

Что вменяется Послу С.И.Кисляку и его собеседникам? То, что наш Посол общался с американскими политиками, которые находились в оппозиции к администрации Б.Обамы. Если говорить по-честному, то это суть обвинений. Мы не хотим и не будем обезьянничать, но если такой же принцип был бы применен к деятельности Посла США в России Дж.Теффта и его контактам, то, уверяю вас, это была бы очень веселая картина.

 

Rambler's Top100